Создать сайт
Понравился? Нажмите -
@ADVMAKER@

Статья о группе (автор Катерина Токарева 2011 г.)

17.03.2012

Паническая атака — неожиданный эпизод, состоящий из неприятных телесных ощущений (одышка, головокружение, покалывание в руках и ногах, потливость, дрожь, сердцебиение, боли в груди). Встречается при ряде психических расстройств; наиболее часты при фобиях, панических расстройствах (состояниях, характеризующихся повторяющимися и обессиливающими паническими атаками) и посттравматическом стрессовом расстройстве. (с) Словарь терминов клинической психологии. "Паническая Атака" - экспериментальный музыкально-поэтический проект, условно относящийся к панку с элементами индустриальной и готической эстетики. Участники группы живут в разных городах, и вся работа над проектом ведется на расстоянии, с помощью средств сети Интернет. 1 марта 2011 года нашей эры группе "Паническая Атака" исполняется два года. К этому моменту "Атака" успела записать три полноценных альбома, причем оригинальное, узнаваемое звучание и общая идейно-эстетическая концепция явственно слышны уже в первом из них. При этом отсутствуют какие-либо жесткие рамки, творческий процесс протекает свободно и динамично - каждый из альбомов отличается от предыдущих оттенками звучания и общим настроением. Впервые я услышала записи "Панической Атаки" около полугода назад. Заинтересовало - более - зацепило сразу же. Творчество, насыщенное как интеллектуально, так и эмоционально, атмосферно, при этом не несущее на себе некий отпечаток "вторичности", свойственный многим из современных некоммерческих коллективов. Не хочется писать отдельно о музыке, о текстах. По словам А.Соловья (автор музыки), "ПА" - анти-музыкальный проект. Дэн Людоедов (автор текстов) определяет собственное творчество как "анти-искусство": "Свое творчество я всегда интерпретировал, как анти-искусство. То есть, то, что идет напрямую извне и не требует владением каких-либо техник, полученных со временем долгими и упорными тренировками. К анти-искусству я отношу все народное творчество, допустим. Мне оно ближе все-таки, хотя, и то и другое необходимо. Искусство может быть мертвым, а анти-искусство нет. В случае смерти последнего, оно умирает в прямом смысле, сгорает и исчезает. А в случае смерти первого оно еще может существовать в виде мумии." Мне не представляется возможным писать о "Панической Атаке" с точки зрения оценки профессионализма звучания или качества текстов. Творчество "ПА" - это выраженные при помощи звука и слова особые, пограничные состояния сознания. Подобное творчество невозможно воспринимать, не проникнувшись подобными настроениями, не пережив хотя бы раз в жизни чего-то подобного. На мой взгляд, каждый из альбомов "Атаки" представляет собой некий "посыл", импульс, эмоциональный перформанс, который каждый из слушателей волен истолковать так, как ему подскажется. Я предложу свой вариант понимания каждого из трех альбомов, попытаюсь выразить словесно свои эмоциональные впечатления и сугубо умственные интерпретации прослушанного. На самом деле, о подобной музыке очень сложно писать - так же сложно, как записывать сны и запоминать видения, яркие, но безнадежно ускользающие в инобытие, так же безнадежно, как обрывать крылья ночным бабочкам и пытаться посадить летучую мышь в клетку.

 

... Раунд 1: Страхи. Первый альбом "Атаки". На мой субъективный взгляд, наиболее "панковский" и близкий к истокам. Многие тексты песен имеют выраженную социальную направленность, но это уже не "крутой протест", имеющий быть место в 80-х . "Страхи" - это диагноз современному миру. Диагноз неутешительный и беспощадный. Каждая из песен в полной мере оправдывает название альбома: в текстах переплетаются гротескные образы окружающего мира и потаенные ужасы, рвущиеся наружу из подсознания. Перед слушателем предстает мир, вывернутый наизнанку. Грязный гитарный звук, приправленный индустриальными шумами, хриплый голос, то ли прорывающийся сквозь "белый шум" радиочастот, то ли являющийся галлюцинацией, раздирающей на части мозг душевнобольного. Альбом открывается композицией "Время Бежать", выдержанной в индустриально-панковском духе. Образно-ассоциативный ряд - снег и ветер в лицо, промышленные зоны, колючая проволока. Желание вырваться из плена навязчивых кошмаров уродливо-абсурдной реальности, сдавливающей виски и перекрывающей воздух. "Туда, где нет тошноты". От песни к песне яснее становится осознание того, что бежать некуда. Мир прогнил до основания. Вторая по счету песня в альбоме дает исчерпывающее понимание того, кто владеет этим миром, вывернутым наизнанку ("Вселенский Президент"). Повседневное, заурядное окружение приобретает черты демонического ("Водитель Трамвая", "Ведьма стоит в дверях..."). Детские страхи ("Прячутся руки в шкафу, чтобы ночью меня задушить...") сменяются картиной сумасшествия, навязчивым "передоновским" бредом ("Мыши в голове"). Герой сходит с ума вместе с окружающей его реальностью, вставшей с ног на голову. Следующая ступень - признание собственного абсолютного бессилия, прощание с разумом, с миром, с собой - "Тварь у Порога". Стилистически эта вещь несколько отличается от всего остального песенного материала: она более близка готической эстетике, нежели панку, однако диссонанс по отношению к остальным композициям альбома отсутствует. "Нечто Новое" - одна из ключевых композиций альбома. Полуакустическая вещь, основная нагрузка которой приходится на текст. Бескомпромиссный приговор миру, погрязшему в либерализме, комнатной эзотерике и идеалах т.н. Нового Мирового Порядка. "Магнитные бури" - индустриально-нойзовый кошмарный сон, окончательно потопляющий сознание героя в потусторонних видениях больного рассудка и пластиковых миражах окружающей системы. Грустный, местами взаправду страшный, местами горько-смешной, трогательный и правдивый альбом.

 

 Раунд 2: Покинутое. Самый страшный альбом "Панической Атаки" и лично для меня - самый любимый. Апокалиптичность настроения достигает предела и в музыке, и в текстах. Здесь уже нет никаких социально-протестных мотивов, свойственных для групп русского андеграунда 80-90-х гг и их последователей. "Покинутое" - хлещущий фонтан пугающих эсхатологических образов, дополненных атональными шумами и голосами нечеловеческого происхождения. "Сходить с ума - так давай по полной". Песни о том, что происходит с миром, который покинула (была умерщвлена) душа, внутренняя гармония и справедливость. Песни о мире, с которого содрали кожу и вытряхнули внутренности. Нарушаются все законы, все кругом начинает расцветать язвами, патологиями. Тексты песен изобилуют мифологическими, эсхатологическими мотивами. "Покинутое" - это песни о крушении мира, о закономерном конце всего сущего, которое, потеряв внутреннюю суть, пожирает самое себя. Каждая из песен является логическим продолжением предыдущей, не отпускает слушателя до конца: монотонное безумие "Висельника" перетекает в фольклорно-апокрифического "Юродивого" - одна противоестественная гибель в другую; при прослушивании "Времени" в голове еще остается призрак-фантом "Ехарного Бабая" - глуповато-веселой алкогольной галлюцинации, и так далее. "Мир, от которого ты не сойдешь с ума" возможен только во сне. Покой сна созвучен покою мертвых: "Прятаться в склепе и завидовать тем, кто в нем лежит". Предпоследняя песня в альбоме - "Морская" - отсылает к лавкрафтовскому мифотворчеству и также рисует картину апокалипсиса: шторм как агония бытия. Завершается альбом инструментальной композицией "Настя в Зазеркалье", которая оставляет финал открытым. Апокалипсис происходит здесь и сейчас, вокруг нас и внутри, но итог и смысл всей этой космической мистерии не может быть никому понятен до конца.

 

 

 

Раунд 3: Попытка к бегству. "В больных телах - нездоровые души, в больных мозгах - нездоровые мысли..." Снова критика современного мира, но уже не такая кромешно-беспощадная, как в первом альбоме. Может быть, причина отчасти в лирическо-балладном исполнении некоторых композиций ("Буря", "Осенняя"), отсылающего слушателя к Черному Лукичу и Янке Дягилевой. Общее настроение альбома - тотальный и бескомпромиссный уход от мира, нежелание вмешиваться в вялотекущий процесс распада. ("Мои слова богохульствуют правдой. Но больше сказать мне особо нечего <...> Ведь, все, что я видел у вас – лишь глюки,и встретил у вас я лишь одиночество.").Отказ от любого окружения, включая привычные кухонные разговоры. "Отрекусь от подвалов, отрекусь от кроватей". Грустная неприкаянность: "Давай с тобой отсюда уйдем: здесь слишком сыро, здесь слишком невнятно". Попытка к бегству - попытка обретения внутренней гармонии, восстановления Космоса в себе. Любые действия, направленные вовне - бессмысленны ("Нет большего страха, чем оставаться в этой пустышке, в этой такой вот железной стекляшке...") Бегство - от себя к себе. Не всем удается это проделать: кто-то обречен лишиться ума, стать пищей для рыжих лисичек, которые щелкают зубами в потусторонней чаще. Под сопровождение веселовато-жуткой психоделической мелодии звучит ласковая эпитафия тому, кто, убегая от мира, заблудился в собственном сознании, полумертво застряв между небом и землей. "Лес говорит мне: «Оставь его здесь» Лес говорит мне: «Оставь и иди» Лисички помянут тебя зубами. Помянут своим желудочным соком. Пушистые, рыжие помянут тебя. Помянут тебя, прощай..."

Просмотров (2944)